«Тёмный век»: как дреговичи ещё не стали литвинами - Евгений Сылка


В истории античной Греции есть века, с XII-го по VIII-й до нашей эры, когда произошли события о которых известно крайне мало, но их последствия привели к возникновению более узнаваемого для нас мира. В предисторию Европы ушла Минойская цивилизация, Троянская война и всё, что дошло до нас только в мифах Древней Греции. За эти 400 лет произошли опустошительные войны, катаклизмы и переселения, о которых мы достоверно пока не знаем.


Косвенно мы можем судить о них по бессмертным произведениям Гомера, созданным гораздо позднее и раскопкам древних городов на Балканах и в Малой Азии. Например, взять Трою, история которой прервалась только в Ранневизантийское время, когда борьба с языческими памятниками утвердила христианство как государственную религию. Отказаться-то можно от чего угодно, но оказывается, что и до христианства была жизнь.


С историей славян современной Белоруссии не всё так плохо, но есть свой «тёмный век», в который многое переменилось для последующей судьбы, но ещё больше нас запутало сейчас.Это создаёт большой соблазн придумать задним числом нечто фантастическое по сценарию и режиссуре. А в итоге получаем полное безразличие окончательно потерявшихся людей, нуждающихся не в современых мифах, а в понятном объяснении.


Почему я упомянул о древних греках? Несмотря на локальные перемены этнического характера, и микенцы и дорийцы классического периода и поздние македонцы несли наследие Эллады. Это не только культура, религия и материальные предметы и памятники. Это, в первую очередь, ОПЫТ, который брало на себя каждое последующее поколение. Что объединяет современного грека с воином царя Агамемнона, идущим на штурм Трои? Только их несомненное наследие всех времён и событий, это в основе.


С этих позиций и белорусам придётся разобраться со своим «тёмным веком». Для нас он XIII-й век нашей эры. Пройдём его на примере Минского княжества, так как в других землях были свои особенности и отличия. Считаю нужным поместить здесь карту, как сложились границы княжеств и сопредельных территорий на 1194 год, к началу XIII века.


 

Нас не должно смущать, что Минское княжество окрашено цветом  Полоцкого. Почти век оно было достаточно самостоятельным, а с Полоцком связывали родственные отношения, что не мешало временами конфликтовать и вступать в коалиции, союзнические и враждебные. Минск с разным успехом продолжал преследовать свои цели собирания дреговичских племён, равноудаляясь от Турова и Полоцка.


А что в это время балты, соседи на северо-западе, которых называли литва? В XII веке они были ещё не настолько беспокойными, взять с них было особо нечего. По карте видно, что экспансия на балтские земли ещё со времён Полоцкого княжества XI-го века медленно продвигалась по рекам, Западной Двине и Неману. Для Минского княжества река Вилия не представляла интереса как Днепр, за выход к которому оно боролось, вступая в конфликт со всеми соседями и даже Киевом.


Ситуация стала меняться координально к началу XIII века активным вторжением германских Орденов в Восточную Прибалтику. В 1201 году немцами основана крепость Рига, уже в 1208 году пала Полоцкая крепость Кукейнос, в 1212 году – Герсик, находившиеся выше по течению Западной Двины. Подчинение крестоносцами куршей, селов, земгалов и латгалов происходило ещё более лавинообразно.


В Восточной Пруссии закрепление Тевтонского ордена ломало сопротивление балтских пруссов. Однако, они не все погибли или подчинялись германцам, можно предположить, какое количество было изгнано и нашло приют в Литве и у ятвягов. Видимо, вокруг них и начала формироваться государственность Литвы и стремление устоять перед христианским напором с запада.


В первой половине XIII века начались серьёзные столкновения германцев с литовцами на рубеже реки Неман. Эта борьба не могла не затронуть Городненское княжество и сблизить его интересы с литовцами. Надо понимать, что южнее Немана, на территории княжества проживал довольно большой массив ятвяжского населения, этнически родственного не славянам, а балтам. Поэтому связь и взаимопомощь Литовского княжества и Городненского выглядит достаточно естественной.


 

Карта представляет территорию Литовского княжества Миндовга на 1250-й год. Поэтому становление этого княжества происходило медленно, поэтапно и в любой момент могло оборваться по причинам внешних катаклизмов, которыми XIII век изобилует. Например, в 1269 году умер (или убит?) князь литовский Шварн, на котором пресёкся род Миндовга и началась междоусобица, в которой князья сменялись только убийством.


Примерно таким же образом менялась власть и в славянских княжествах, но при этом мы видим Минск и его Княжество независимым в течении 150 лет. Это отдельная славянская судьба, литвинами себя считать им в голову тогда явно не приходило и завидовать или брать пример с литовцев было бессмысленно. Каждый выживал, укреплял и распространял свою власть как мог.


Другая катастрофа пришла с юга и востока, это монгольские нашествия в 1237-1241 годах. Княжества Южной Руси были уничтожены до самого Полесья. Известен приход татарского отряда в пределы Минского княжества в 1249-м году, который был разбит и отброшен. Отсутствие информации о событиях «лихих времён» не мешает нам представить неизбежные последствия, которые неминуемо должны были повлиять на судьбу Минского княжества.


Можно представить масштаб миграции населения из Турово-Пинского и других княжеств, населённых родственными дреговичами и древлянами на север. Кстати, именно тогда изменилось этническое лицо полешуков, оно значительно «украинизировалось» от пришедших беглецов с более южных земель Руси.  Прибытие старших и младших князей из различных ветвей рода Рюриковичей должно было обострить отношения претензиями на власть в Минске.


Всё это перегрузило Минское княжество вызовами времени. Не  нашлось выдающейся фигуры, которая смогла бы воспользоваться сложившейся обстановкой в свою пользу. Ослабление Полоцкого княжества, неуверенность Смоленского на границе Золотой Орды, дезинтеграция зоны Полесья, междоусобицы в Литве, поглатившей Городненское княжество. Значит, и в Минском княжестве внутренние проблемы перевесили несомненный исторический шанс.


В XIV-ом веке из более сложного положения этим шансом воспользуется литовский Князь Гедемин и его потомки, они сделают то, что привело к расцвету Великого княжества Литовского. Но это следующая история, а в XIII-ом веке дреговичи ещё не стали литвинами, а оставались славянами, как и их родичи, что находились под властью Золотой Орды или в Великом Новгороде. Именно так. История, - это то, что БЫЛО.

  

Евгений Сылка
7320 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461