Артем Агафонов: 1939 год и современные игры в патриотов

 

Вторая половина августа богата на исторические даты, вокруг которых в Беларуси ежегодно ломает копья политизированная тусовка. Годовщина ГКЧП, годовщина объявления независимости, годовщина подписания Договора о ненападении между СССР и Германией (известен также под названием пакта Молотова-Риббентропа) в 1939 году… Последнему событию в этом году исполнилось 80 лет, поэтому копий завезли много и ломались они громко.


В свое время информация об этом документе была одной из тех, которые взрывали советское общество. Я прекрасно помню ту атмосферу, когда оно, привыкшее к монополии на правду одноименной газеты и получившее массовый доступ к альтернативной информации, оказалось дезориентированным и беззащитным перед лицом полуправды и просто целенаправленной враждебной пропаганды. Нам говорили о том, как тираны Сталин и Гитлер поделили Европу, показывали соответствующие карикатуры, даже не переводя с английского.


А мы – верили и послушно каялись, забывая о том, что в конце 30-х годов подобные договора с Гитлером заключили практически все европейские страны. И та же «несчастная» Польша, подписавшая с Гитлером свой пакт о ненападении еще в январе 1934 года, за год до нападения нацистов сама в компании с Третьим Рейхом поучаствовала в дележе Чехословакии, оккупировав Тешинскую область.


С тех пор прошло лет 30, Союз все-таки развалили, а люди в постсоветских государств, хоть и не все и не повсеместно, но приобрели иммунитет к такой пропаганде и сформировали собственный взгляд на те события.


Если говорить о Беларуси, тот тут официальные историки и идеологи предпочитают лишний раз не вспоминать о тех событиях, хоть они и были для белорусского народа судьбоносными. С националистической оппозицией все интереснее. Да, она кричат на каждом шагу о защите белорусского языка и идентичности и выдает себя за образцовых патриотов, не забывая при этом клеймить «врагов», под ее критерии патриотизма не попадающих. Но, когда речь заходит про 1939 год, патриотизм их становится каким-то странным и не совсем белорусским. Так, например, раскрученный и присутствующий во всех соцсетях паблик с ультрапатриотическим названием «Моя краiна – Беларусь» привычно повторяет старые слова про «союз двух диктаторов» и «день памяти жертв нацизма и сталинизма».


Я не буду тут повторять известные аргументы про Мюнхенский сговор, про то, что документ, заключенный между союзниками не может называться «Договор о ненападении», про то, что его подписанию предшествовали несколько месяцев безуспешных попыток советской дипломатии договориться о системе коллективной безопасности с Францией и Великобританией. Про все это и без меня говорилось многое и многими. Сегодня речь будет о событиях августа-сентября 1939 года с точки зрения настоящего белорусского патриота.


Да, я знаю, что история не знает сослагательного наклонения. Но именно в этом случае альтернативу просчитать несложно. Допустим, документ не был бы подписан. Уверен на планы Гитлера по захвату Польши это повлияло бы только в отношении размеров аннексированной территории. И не приходится сомневаться, что уже в конце сентября граница Рейха проходила бы по территории современного Минского района. Ведь не зря железнодорожная станция в Заславле называется «Беларусь» - за ней БССР тогда заканчивалась. И двухлетнюю передышку на укрепление и перевооружение Советский союз тогда бы не получил. Гитлеровцы бы вскоре продолжили свой «Дранг нах остен», имея за спиной, как минимум, нейтральную Европу, спокойно взирающую на «Битву двух тиранов».


Понятно, что нынешним адептам мифов о «патриоте» Кушеле и «любителе белорусчины Кубе» такой сценарий ближе. Но в случае его реализации они имели бы большие шансы попросту не родиться по той причине, что их «расово неполноценных» дедов по имевшейся в Рейхе традиции переработали бы на мыло и абажуры. И уж в любом случае, ни о каком «беларускам Адраджэннi» речь бы идти точно не могла.


Стараются не вспоминать наши странные «патриоты» и о том, что именно в 1939 году белорусы перестали быть разделенным народом и белорусские территории, утраченные в результате сначала Брестского, а затем Рижского мирных договоров были возвращены в состав БССР, где их жители получили возможность развивать и белорусскую идентичность и язык и образование. В межвоенной Польше со всем этим были большие проблемы. Достаточно лишь сказать, что к 1939 году там не осталось ни одной белорусской школы.


Но почему-то белорусские «патриоты», ратующие за мову и негодующие по поводу «русификации» про это старательно забывают. Почему-то они не празднуют День воссоединения белорусского народа 17 сентября, в результате которого мы сейчас имеем полноценное национальное государство, а не его куцый обрубок с границей под Заславлем.


А может, они лишь играют роль белорусских патриотов, в реальности являясь патриотами совсем другими? Может, пора переименовать пресловутый паблик в «Moja ojczyzna - Kresy Wschodnie»?

6320 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,3674
10 Датских крон 4,6579
1 Кувейтский динар 10,5083
10 Дирхамов ОАЭ 8,7974
1 Доллар США 3,2313

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461