Анатолий Матвиенко: Как разрешить Азовский конфликт, сохранив лицо

 

25 ноября российские пограничники с применением оружия задержали три малых украинских корабля «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу». По заявлению российских властей, экипажи нарушили морскую государственную границу, установленную после присоединения Крыма к России. Украинская сторона заявила об акте агрессии со стороны России, чьи вооружённые силы напали на три украинских боевых корабля.


Конфликт моментально приобрёл международный резонанс. Обе стороны обвиняют друг друга в провокациях.


Экипажи украинских кораблей находятся под стражей, плавсредства удерживаются в российском порту. Раненым украинцам оказана медпомощь, их жизнь вне опасности, здоровье восстанавливается.


Что дальше?


Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей 29 ноября заявил: «Не хотелось бы, чтобы и со стороны внешних игроков звучали какие-то эмоциональные заявления, которые в конечном итоге приведут лишь к дальнейшему росту напряженности. Беларусь готова внести свой вклад, если это будет приемлемо соответствующим политическим игрокам, в урегулирование ситуации и разрядку той напряженности, которая, к сожалению, сегодня присутствует в нашем регионе».


За истекшее время ситуация не изменилась. Внешние игроки, склонные к эмоциям, ограничились упрёками в адрес России и моральной поддержкой украинской стороны.


Что могут предпринять Россия и Украина?


С точки зрения официальных российских властей, ситуация однозначная: Крым – неотъемлемая часть Федерации, влившаяся в неё после единодушного волеизъявления крымчан. Следовательно, вторжение группы иностранных военных корабликов вне установленного порядка движения через Керченский пролив – или незаконное проникновение группы иностранных граждан в суверенные российские воды, это – «мягкая» квалификация произошедшего, или силовая операция вражеского флота, то есть война, агрессия, интервенция.


Естественно, россияне придерживаются «мягкого» варианта, потому что в противном случае обязаны признать себя в состоянии войны с Украиной. Со всеми вытекающими последствиями.


В определённом смысле у российских властей нет пространства для маневра, они не могут позволить себе даже минимальные колебания относительно жёсткой позиции по принадлежности Крыма. «Просто» отпустить три кораблика с экипажами без последствий россияне не решатся.


Теперь взглянем на ситуацию с украинской стороны. Президент Украины обвинил россиян в агрессии. Если считать воды Крыма и Керченского пролива неотъемлемой частью Украины, так оно и есть. Идут военные кораблики по морской территории своего государства, на них нападают, берут в плен… Казус белли в чистом виде! Но Украина не объявила войну России, не признала себя в состоянии войны с Россией. Объявление военного положения – это телодвижение внутри собственной страны.


Масла в огонь подлил украинский моряк по фамилии Мокряк, он потребовал обращаться с ним и экипажем «Бердянска» как с военнопленными. То есть всё же – война? В мирное время военнопленных не бывает. Да и отправка военного конвоя во враждебные воды с целью демонстрации – мы считаем Крым по-прежнему украинским – стопроцентно является военной операцией на территории, занятой противником.


А теперь прошу обратить внимание на обстоятельство, которое не прокомментировали СМИ. Или мне не попалось на глаза? Дело в том, что украинцы грубо нарушили и украинское законодательство.


Смотрим Закон Украины от 15 апреля 2014 года № 1207-VII «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» с изменениями от 2018 года. Из них видно, что украинская власть признаёт Крым «временно оккупированной территорией», то есть, фактически контролируемой иностранным государством-интервентом. К «временно оккупированному» пространству относятся воды вокруг Крыма, а также воздушное пространство полуострова.


Вернуть «временно оккупированную» территорию Киев теоретически может конституционно-дипломатическим путём или отвоевав его у России. Отправка трёх военных кораблей (звучит слишком громко для маломерок, но таков их официальный статус) в захваченные воды в качестве военной операции противоречит Конституции. Военные действия в отношении иной державы Украина может развязать только по прямому приказу Президента, а тот не подтвердил, что мини-дредноуты двинулись в Керченский пролив по его воле.


То есть – не война… Слава Богу! Просто украинские граждане вошли на «временно оккупированную территорию».


Но без войны украинские военные не вправе заплывать в Крым! Собственное законодательство запрещает! Абсолютно! Не верите? Читаем Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Статья десятая гласит: «Граждане Украины имеют право на свободный и беспрепятственный въезд на временно оккупированную территорию и выезд с нее через контрольные пункты въезда-выезда при предъявлении документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Украины».То есть, украинские законодатели предусмотрели единственный легальный способ проникновения в Крым – наземным транспортом! Готов положить голову на отсечение, что у Керченского пролива не дрейфует плотик с чиновником, проверяющим документы, подтверждающие украинское гражданство прибывающих. Нет контрольных пунктов и у воздушной границы Крыма, небесный путь на «временно оккупированную» территорию для граждан Украины также закрыт упомянутым законом. Стало быть, моряк Мокряк с коллегами грубо его нарушили.


Ясное дело, депутаты торопились, не вычитывали текст до буквы, эмоции перехлёстывали через край, о подобных ситуациях не думалось, но на момент, когда россияне открыли огонь, а украинцы в ответ поливали их матюгами, статья десятая закона «Об обеспечении прав…» действовала в первоначальном виде.


Эта лазейка в законодательстве даёт возможность сторонам конфликта разрешить его, не теряя лицо. Россияне вправе, осудив задержанных за незаконное пересечение границы, выдать их Украине для дальнейшего отбывания наказания, т.к. по украинским законам они также правонарушители.


Продолжение конфликта, являющегося частью большого противостояния, в данном случае выгодно и тем, и тем. Россия и без азовских разборок находится под давлением, поводов более чем достаточно, боюсь, чья-то «добрая душа» скоро организует очередной. Но пострадала и Украина. Из-за военного положения отсрочены президентские выборы, а популярность нынешнего главы государства опустилась ниже плинтуса. Если условием прекращения военного положения станет выдача корабликов и их команд, выборы 2019 года могут не состояться.


Украине хронически не везёт на президентов, не в том плане, что они «плохие», я вообще не приемлю подобную оценочную категорию, а в катастрофически низком их авторитете спустя два-три года после избрания, когда исчерпан первоначальный кредит доверия. Пётр Порошенко проявил себя лучше, чем подавляющее большинство возможных кандидатов на эту должность, но был слишком связан условиями. В частности, вынуждался гнуть антироссийскую линию вопреки финансовым интересам собственного бизнеса.


Так или иначе, президента нужно менять, если абсолютное большинство электората не желает видеть у руля нынешнего руководителя. По возможности – без очередного Майдана, Украине не нужна «Небесная сотня» образца 2019 года.

3514 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2716
10 Датских крон 4,6746
1 Кувейтский динар 10,4707
10 Дирхамов ОАЭ 8,7575
1 Доллар США 3,2166

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461