Ливия без Каддафи: может ли империализм принести свободу? - Юрий Глушаков

 

В марте 2011 года над Ливийской Джамахирией была установлена «беспилотная» зона. Так ныне «политкорректно» принято называть вооруженное вторжение в независимую страну.


Псевдореволюции и социальный прогресс


Исламистский мятеж, начавшийся в Ливии семь лет назад, на Западе сразу же окрестили «революцией». На деле ничего общего с подлинным освобождением эти события не имели. Революция в Ливии произошла значительно раньше – в 1969 году. Страна накануне этих событий жила в глубоком Средневековье. Ливией правил король Идрис I ас-Сенусси , опиравшийся на племенную знать и дервишский суфийский орден. Большинство населения было неграмотно, в стране почти не было школ и больниц. Средняя продолжительность жизни ненамного превышала 30 лет. 


При этом колоссальные нефтяные богатства страны были отданы иностранным кампаниям. Большинство населения жило в условиях раннего феодализма, погруженное во мрак родоплеменных отношений. Даже монархическая власть слабо контролировала племенную верхушку, живущую по своим архаическим не писанным  обычаям. Раскол страны на фактически три части – Триполитанию, Киренаику и Феццан, сохранялось до 1963 года и в названии – Объединенное королевство Ливия.


Группа молодых офицеров была глубоко возмущена насаждаемой отсталостью и подчинением западному капиталу. При этом сами они разделяли принципы «арабского социализма» в духе доктора Гамаль Абдель Нассера. В сентябре 1969 года тайная организация «Свободных офицеров» подняла восстание и свергла королевский режим. Лидером восстания председателем Совета революционного командования Ливийской Арабской республики стал Муаммар Каддафи. Британские и американские базы из страны были выведены. Все нефтяные богатства – национализированы. Были разорваны все соглашения с иностранными нефтедобывающими компаниями, заключенными при короле Идрисе.


За последующие после революции годы Ливия проделала непростой, но полный успехов и достижений путь. Не обошлось, как говорят, и без радикальных экспериментов. Молодые ливийские революционеры, прийдя к власти, установили дружеские отношения с Советским Союзом и другими государствами социалистического лагеря. Но опыт СССР или маоисткого Китая вряд ли подходил для такой страны с глубокой восточной спецификой как Ливия. Определенное разочарование вызвал и опыт нассеровского Египта. Добившись независимости от бывшей колониальной метрополии, государство здесь по-прежнему оставалось далеким от народа, продолжавшего прозябать в крайней бедности. Светским и прогрессивным режимам в арабских странах росла мощная исламисткая оппозиция. Каддафи учел все эти особенности, и сформулировал свою теорию. Его «Зеленая книга» поражала нестандартным подходом к вопросам организации власти и общественной жизни. В 1977 году ЛАР была преобразована в Великую Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Джамахирия – переводится с арабского как «народовластие».


«Зеленая книга» в стране вечных песков     

 

Есть данные, что в процессе работы над своей «Третьей мировой теорией» Каддафи обращался в Государственную библиотеку имени Ленина в Москве с просьбой прислать ему оригинальные издания Бакунина и Кропоткина. И действительно его программа была во многом близка к построениями теоретиков анархокоммунизма. В Ливии классическое государство было фактически заменено «прямым народовластием». В идеале именно базовые органы непосредственной демократии – «народные конгрессы», и должны были принимать решения. Все остальные исполнительные структуры были им подчинены. 


Обычная армия была заменена «всеобщим вооружением народа». По крайней мере, вооруженные силы имели территориальный принцип комплектования. Отношения к собственности на средства производства были наиболее не конкретизированной темой. В 70-е годы и государственные, и частные фабрики и заводы преобразовывались в «народные предприятия», которые должны были управляться самими коллективами. 


При этом лидер Ливии еще неплохо проявил себя и как литератор. А зарубежных глав государств во время своих визитов он глубоко эпатировал как своей традиционной одеждой и проживанием в бедуинском шатре, так и прямыми и правдивыми высказываниями.


Разумеется, в действительности все было не так идеально, как заявлялось. Пресловутый человеческий фактор – никуда не спишешь. И нельзя прыгнуть из Средневековья – прямо «в светлое будущее». В Ливии, конечно же, сохранилась государственная бюрократия. Сама концепция децентрализованного самоуправления была, видимо, во многом продиктована необходимостью подстроиться под запросы полунезависимых племен и кланов. 


Очевидно, не обходилось и без коррупции, и кумовства, и клановости. Сам «брат» Каддафи не занимал никаких государственных постов, кроме «Лидера ливийской революции». Но вокруг его самого и его семьи, в духе восточных традиций, формировался настоящий культ.

Он особенно усилился, когда в 1987 году, под давлением собственной бюрократии и внутренних кланов, Каддафи начал «ливийскую перестройку». Вновь были восстановлены частные предприятия и торговля. В этих условиях обострившейся конкуренции усилились и авторитарные тенденции – «Лидер ливийской революции» Каддафи получил право принимать единоличные решения.  


Но все же самый главный культ, который существовал в Ливии – это культ социальный поддержки населения. 


Огромные национальные богатства страны теперь, по большей части, распределялись в интересах общества. Была наново созданы сферы здравоохранения и образования. Все обучение в Ливии – бесплатное, учеба в зарубежных ВУЗах – оплачивалась государством. Был  реализован грандиозный проект по орошению безводной пустыни «Великая река». Развернута жилищная программа. Впервые в истории страны женщины получили равные права с мужчинами. При этом каддафисты учитывали не только племенные, но и религиозные особенности страны. Ислам тут не ломали через колено – нормы шариата были включены в законодательство страны. Но это был «умеренный», социальный ислам.


На Западе режим Каддафи было принято представлять диктатурой. Так ли это было на самом деле? И да, и нет. Репрессии применялись прежде всего к радикальным исламистам. Хотя и партию местных коммунистов тут тоже распустили. Негласно роль правящей партии в Ливии выполняло «Движение революционных комитетов». Еще против Каддафи несколько раз готовили перевороты и покушения, в том числе – и люди из его окружения. Восток – дело тонкое.


Белорусы в Ливии


В 2004 году автору самому довелось побывать в Ливийской  Арабской Народной Социалистической Джамахирии. Страна выглядела процветающей уже при первом взгляде. Триполи – большой город с европейской архитектурой. Его пригороды – сплошная частная застройка из больших индивидуальных домов, именуемых у нас коттеджами. В Ливии каждая молодая семья получала крупную безвозмездную денежную помощь от государства (точнее – «джамахирии») на строительство собственного жилья. Цены в магазинах – низкие, продукты также дотировались государством. Да, конечно – «МакДональдса» там не увидишь. Как был запрещен и алкоголь, наркотики и проституция. Впрочем, говорят, что при желании все это можно было достать.

Мои товарищи из Беларуси, Украины и России, также прибывшие в Ливию, от «сухого закона», конечно, страдали. Бутылку водки, которую одному из украинцев удалось провезти с собой, под угрозой оказаться в местной тюрьме, они растянули на пару вечеров. Затем один из изобретательных белорусов нашел выход – в баре нашего отеля бесплатно давали соки и безалкогольное пиво. Путем эксперимента наш земляк расчитал – после пятой-шестой бутылки «безалкоголь» тоже начинает «вставлять». Был ли это эффект плацебо, или от большого количества жидкости просто поднималось давление – неизвестно. Но после десятой бутылки ему уже стало неудобно ходить к бару, и он попросил меня принести еще с пяток бутылок.


Множество специалистов и рабочих из БССР-Беларуси работало в Ливии. К сожалению, именно проблема с алкоголем – это то, что их больше всего волновало. И все их воспоминания об это стране начинались именно с того, как они этот запрет «левого ислама» обходили. Например, строители из Гомеля рассказывали мне, что они научились делать брагу из томатной пасты в огнетушителях. Это - в Ливии. В Северной Корее режим для гомельских рабочих был куда более строгий – их, включая семейных, расселили в общежитии со стеклянными дверями. Женатым находиться в полной «прозрачности», конечно, не понравилось. Однако попытка заклеить двери плакатами-календарями и прочим не удалась – их регулярно срывали. Тогда – о эврика!, повесили плакат с портретом Ким Ир Сена. На вождя рука у корейского персонала не поднялась.


В Ливии ничего подобного не было и в помине. Да, на улицах в Триполи можно было встретить блок-посты и охранников с автоматами – исламистский терроризм никто не отменял. Но в целом люди вели себя свободно. Часть женщин ходила в платках, часть – с непокрытой головой. Ведь революция освободила женщин Востока. Теоретически здесь было возможно многоженство – по традиции. На практике это было большой редкостью.


Возвращение колониализма


И вот в феврале 2011 года страну охватили беспорядки. Все попытки Каддафи и его сторонников решить конфликт мирным путем не увенчались успехом – руководители протестов были настроены на жесткую конфронтацию, и ни на что другое. Им нужны были жертвы – и они добились пролития крови. И разожгли в стране гражданскую войну.


Против Джамахирии, используя реальные трудности и злоупотребления, и общий застой в ливийской революции, восстали мракобесы, верхушка ряда племен и часть радикально настроенной молодежи, не находившей себя в жизни. В 2008 году Каддафи затеял масштабную реформу по распределению доходов от еще большей части нефти среди населения, и упразднил ряд министерств. Возможно, это вызвало скрытое негодование части местной номенклатуры. Запад же сильно беспокоил курс Каддафи на объединение стран Африки в русле независимой политики – во главе с Ливией. И планы Каддафи по отказу от расчетов в долларах, с введением золотого денежного стандарта.


Запад и обеспечил информационную, политическую и военную поддержку мятежников. Что касается информационного прикрытия, то реакционеров, размахивающих флагами монархической Ливии, в европейских СМИ сразу стали называть «революционерами». Можно предположить, что это было сделано во многом намеренно - для дезориентации западного общества. В свое время готовящееся вторжение в Ирак вызвало там немалые протесты. Автор сам был участником антивоенной демонстрации во Флоренции, собравшей миллион участников. Бомбардировки Ливии такой реакции не вызвали – был активно запущен миф про «ливийских революционеров», борющихся с диктатурой.


Затем был включен механизм международной политической изоляции Ливии. 19 марта ООН ввела над страной бесполетную зону. И авиация НАТО приступила к масштабным бомбардировкам городов, обеспечив всей своей мощью военную победу орд мятежников. Муаммар Каддафи был зверски убит. Над страной опустилась ночь средневекового трайбалистского хаоса и мракобесия. 


Фактически в стране восстановлено рабовладение – множество чернокожих беженцев, пытающихся перебраться из Ливии в ЕС, попадают тут в местные концентрационные лагеря, контролируемые различными группировками. И оказываются фактически на положении рабов. Но международное  сообщество -  почему то молчит об этом. 


Двое медиков из Гомеля, работавших там по контракту, вместе с группой украинских специалистов были взяты в заложники во время беспорядков. С большим трудом, через продолжительное время, их удалось освободить. Пережитое в плену, видимо, настолько тяжело, что от всяких контактов с журналистами и интервью они отказываются до сих пор.


Еще недавно о «революции» против Джамахирии вещали из каждого утюга. Затем, как по команде, из мировых СМИ исчезла почти всякая информация о Ливии. Сегодня это закрытая страна, разделенная на территории, контролируемые сразу несколькими «правительствами». 


Иностранцам появляться в «свободной» Ливии – смертельно опасно для жизни.

Зато вполне комфортно там себя чувствуют транснациональные компании, наконец получившие доступ к нефти.


Характерно, что накануне  трагических событий 2011 года положение Каддафи на Западе улучшилось. С него были сняты санкции, а западные дипломаты активно вели переговоры с Триполи. Руководство «Джамахирии» все активнее шло на сотрудничество и все шире открывало доступ корпорациям к добыче нефти. Но, как известно – аппетит приходит во время еды…

3420 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,3674
10 Датских крон 4,6579
1 Кувейтский динар 10,5083
10 Дирхамов ОАЭ 8,7974
1 Доллар США 3,2313

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461