Обзор событий за 10-16 августа


Неделя началась с массовых протестов против фальсификации результатов выборов. Протесты, невиданные по масштабам и ожесточенности, продолжались всю неделю, которая завершилась грандиозным митингом и шествием в Минске, насчитывавшем сотни тысяч человек. Прошли протесты и во множестве городов и даже отдельных деревнях. Страна за эту неделю изменилась до неузнаваемости и продолжает меняться. К лучшему ли эти перемены? Поживем – увидим.


Вечером в воскресенье, после того как ЦИК обнародовал совершенно неправдоподобные первые результаты голосования, на улицы множества белорусских городов начали выходить люди. Протесты становились все более многочисленными, начали строиться баррикады. Власть отреагировала брутальными разгонами протестных акций. Использовались удушающий газ, водометы, светошумовые гранаты, резиновые пули.  Итог первого дня столкновений – один убитый и сотни (позже счет пошел на тысячи) задержанных.

Главный конкурент Лукашенко Светлана Тихановская призвала силовиков не использовать силу против протестующих, но к ней никто не прислушался. Вскоре и сама Тихановская была вывезена властями в Литву после деморализующего выступления, зачитанного в кабинете Ермошиной. КГБ тогда распространило информацию о том, что ее же сторонниками на нее готовилось покушение, дабы «принести сакральную жертву».


Tut.by
Первыми победу Лукашенко признали Китай, Россия и Казахстан. Позже к ним присоединились Турция, Армения, Азербайджан, Иран, Венесуэла и еще несколько государств, в основном, из числа соседей по СНГ. Остальные страны мира белорусские выборы не признали.


Второй и третий день после выборов в белорусских городах также происходили массовые акции протеста с баррикадами, столкновениями с ОМОНом и внутренними войсками. За это время было задержано более 6 тысяч протестующих. Среди задержанных оказалось много журналистов, в том числе российских. Им повезло больше – МИД России обратился к белорусскому руководству и вскоре все задержанные были выпущены на свободу и вывезены в Россию.


В это время по белорусскому телевидению начали показывать пропагандистские ролики о задержанных, пытаясь представить протестующих криминальным сбродом под управлением российских провокаторов. Кроме уголовника и человека с нацистскими татуировками в кадре было двое россиян. Впоследствии, правда, выяснилось, что они были активистами «Открытой России» и точно не могли быть «рукой Кремля».


Реакция стран Евросоюза становилась все более критичной по отношению к событиям в Беларуси. 11 августа главы МИД Литвы, Польши и Украины опубликовали совместное заявление, в котором призвали власти Беларуси отказаться от применения силу и отпустить протестующих.


12 августа, четвертый день протестов, дал некоторое облегчение. Утром в стране появился нормальный интернет и доступ к социальным сетям, которого жители республики были практически лишены после начала протестов. Действия протестующих стали мирными и креативными, начались женские акции, да и действия правоохранителей стали не столь брутальными. 

 

Давление извне нарастало – Евросоюз пригрозил санкциями за нечестные выборы. В ответ ему ведомство Макея заявило, что готово направить европейским «партнерам» доказательство иностранного вмешательства в белорусские выборы. Впрочем, либо это заявление «партнеров» не заинтересовало, либо доказательства не впечатлили, но санкции все-таки ввели. А Литва, Латвия и Польша даже составили свой план по стабилизации обстановки в Беларуси, который предполагал новые президентские выборы и передачу власти на переходный период какому-то Национальному совету. Озвучил этот план литовский Президент Гитанас Науседа.


13 августа многие авторитетные люди, которых никак не упрекнешь в оппозиционности, стали выступать с миротворческими заявлениями. Гайдукевич призвал депутатов белорусского парламента сыграть свою роль в сохранении мира и заявил, что готов поддержать любой диалог, если он тому способствует. Призвал к миру и митрополит РПЦ Павел, а многократная олимпийская чемпионка и Герой Беларуси Дарья Домрачева призвала ОМОН прекратить насилие в отношении протестующих. Позже таких заявлений было еще много.


В этот же день общенациональная забастовка, объявленная оппозицией еще 11 числа начала обретать реальные очертания. Первыми забастовали БелАЗ и МАЗ. Потом к ним начали присоединяться все новые и новые предприятия и уже в пятницу протесты шли уже практически на всех промышленных гигантах и многих предприятиях поменьше.


Под конец дня прозвучали два неожиданных заявления – глава МВД Юрий Караев извинился за травмы непричастных к протестам граждан, а спикер Совета Республики  Наталья Кочанова заявила об освобождении более тысячи задержанных и от имени Президента пообещала разобраться в обстоятельствах задержаний. Ночью того же дня задержанных начали массово выпускать на свободу.

В пятницу вечером стало известно о возвращении в Россию задержанных под Минском 32 российских граждан, которых в Беларуси подозревали в причастности к организации массовых беспорядков и чье задержание сильно испортило тогда белорусско-российские отношения. Возвращали тихо, без комментариев и извинений. В Офисе Президента Украины этим, конечно возмутились, но отношения с Украиной для Лукашенко явно перестали быть приоритетными. После европейских санкций и непризнания выборов Лукашенко искал спасения только в России.


На выходных Лукашенко искал расположения Путина. Звонил ему дважды, говорил о том, что протесты представляют угрозу не только для Беларуси, но и для всего Союзного государства и самой России. Но поверила ли Москва слезам? Сообщается лишь о согласии России на продолжение диалога и том, что Россия исполнит свои обязательства перед РБ в рамках ОДКБ. Но только в случае внешней агрессии.

Эффектным итогом недели были два массовых митинга в воскресенье. Лукашенко неожиданно собрал митинг своих сторонников на площади Независимости возле Дома Правительства, на котором, впервые с 1994 года, выступил сам, а оппозиция провела масштабный митинг возле стелы «Минск – город-герой» и шествие к площади Независимости. МВД оценила численность провластного митинга в 65 тысяч человек, а оппозиционного – в 40 тысяч. Но к реальности эти цифры не имели никакого отношения – митинг Лукашенко занимал только небольшую часть площади, а оппозиционный – ее всю и часть прилегающих улиц.

1055 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,3477
10 Датских крон 4,6485
1 Кувейтский динар 10,479
10 Дирхамов ОАЭ 8,7732
1 Доллар США 3,2223

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461